Как вырастить умного и талантливого ребенка?


Как вырастить умного и талантливого ребенка?

Вопрос-ответ № 140
Добавлен: 22.01.2014
Просмотров: всего 47, вчера 0, сегодня 1

В нежном возрасте практически каждый ребенок проявляет определенные способности. Но, как утверждают психологи, одаренность – это достаточно сложное явление. Проявляясь сравнительно рано, талант также легко исчезает. При этом не исключено, что он откроется в зрелости. Немаловажное значение здесь имеют социальные условия, без которых способности могут и вовсе не проявиться.

Психологи различают одаренность специальную (узкую) и академическую (хорошая обучаемость по многим направлениям). Они же утверждают, что управлять процессом зарождения и развития таланта не только можно, но и нужно. Основной целью родителей и педагогов является выявление и развитие склонностей ребенка для его же блага.

Тем не менее, зачастую у взрослых на первый план выступают именно собственные амбиции: «Я обязательно стану мамой чемпиона»! Крайне опасны стремления родителей быстрее преодолевать естественные ступени развития – например, из первого класса сразу переводить свое чадо в третий. Ведь именно в этом и заключается сложность феномена одаренности - ребенок должен рука об руку шагать с проблемами социализации, адекватно вливаясь в коллектив сверстников.

Многие современные родители всерьез увлекаются теориями раннего развития детей. Пособия о выращивании гениев, мамы начинают читать уже на ранних сроках беременности. Невероятной популярностью сегодня пользуется методика Монтессори. Каждый частный садик оборудован кабинетами с умными игрушками, которые способствуют активному развитию малыша. Существует и понятие «сенситивного периода», определяющего возраст, наиболее благоприятный для развития каких-либо задатков. Но даже Мария Монтессори неоднократно упоминала, что ментальные характеристики ребенка до трех лет кардинально отличаются от взрослого, поэтому любые попытки воздействовать на малыша не имеют смысла.

Как часто мы стремимся вперед, забывая о биологической сущности и элементарных законах природы. Как утверждают специалисты, развитие, опережающее в дошкольном возрасте и являющееся результатом педагогического воздействия, впоследствии может «спонтанно компенсироваться».

То есть, с возрастом, какие-либо незаурядные способности ребенка теряют свою силу. Был талант – и пропал. В жизненной практике подобные явления расцениваются нами, как «исчезновение одаренности», ставшее следствием негативного воздействия школьного обучения. Но перед тем как обвинять школу, которая якобы уничтожила талант, произведите анализ своих завышенных ожиданий.

Кстати, довольно часто именно ожидание высоких показателей от более способного ребенка влечет за собой искусственную провокацию его раннего развития. Иными словами, вырастают так называемые «мыслители в пеленках» с явными нарушениями физического и психического здоровья. Как известно, наилучшим занятием для дошколенка является игра. Делая упор на развитие интеллектуальных способностей ребенка, вы ущемляете развитие его эмоциональной сферы. Малыш может перестать общаться, замкнуться в собственном мирке, что в будущем, чревато искусственно выращенным аутизмом и социопатией.

Не стоит забывать и о ложной одаренности, которая все чаще проявляется у современных детей. Как утверждают ученые, нередко феноменальные способности ребенка носят механический характер. К примеру, первоклассник, наделенный способностями к калькуляторному счету и запоминанию колоссального объема информации, не может передать содержание прочитанного и понять смысл запоминаемого. С возрастом подобный дар исчезает, а побочные эффекты остаются.

Так или иначе, разговор о талантах сводится к вопросу полноценного формирования личности и развитию всех способностей – социальных, художественных, интеллектуальных и эмоциональных.


Еще вопросы и ответы из раздела: Семья и дети

Как организовать празднование Нового года для детей?
Как преодолеть детские страхи?